Современная лодочная ткань

Современная лодочная ткань

Исходным материалом для любой надувной лодки является специализированный материал - лодочная ткань. Именно качество этой ПВХ-ткани, а также качество ее соединения лежит в основе надежности и долговечности любой надувной лодки.

Химия и технологии полимеров продолжают все более интенсивно развиваться, вполне можно сказать, что мы живем в "Пластмассовый век". Одним из самых простых и часто используемых полимеров был и остается поливинлхлорид, или ПВХ. Этот полимер просто в производстве, обладает вполне приемлемыми для использования в быту физико-химическими качествами, его свойства легко модифицируются посредством введения в состав различных добавок. Все это делает в итоге ПВХ одним из самых часто встречающихся пластиков, которые могут выглядеть совершенно по-разному и очень по-разному применяться. Этот же полимер лежит в основе различных ПВХ-тканей - тентовых, печатных баннеров, лодочной ткани. Но давайте вернемся немного в историю и посмотрим, с чего все начиналось...

Изобретателем надувных лодок считается британский лейтенант Питер Халкетт, который сконструировал свою лодку в середине 19-го столетия. Лодка предназначалась для британских исследователей Арктики и должна была быть достаточно надежной для эксплуатации в экстремальных погодных условиях и, вместе с тем, легко переносимой по труднопроходимым местам. В качестве материала для лодки использовалась прорезиненная ткань, а разборная конструкция была весьма остроумной - разобранную лодку можно было надеть в качестве плаща, весло использовать как трость, а парус - как зонтик.

Лодка Халкетта

Лодка-плащ Халкетта

Была еще и двухместная лодка, которая в разобранном виде помещалась в рюкзаке и могла при необходимости служить в качестве водонепроницаемого одеяла.

Путешественники очень тепло отзывались о конструкциях Халкетта, но, несмотря на это, широкого распространения они не получили. Не прижились они также и в военно-морском флоте, попытки коммерческих поставок охотникам и рыболовам тоже были неудачными. Тем не менее, начало было положено и, постепенно, год за годом, надувные лодки прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас, в тех или иных модификациях, они применяются и исследователями морей, и военными и, конечно же, охотниками-рыболовами.

Еще совсем недавно надувные лодки назывались "резиновыми", поскольку изготавливались из прорезиненной ткани. Для изготовления такой ткани бралось полотно (например, капроновое) и методом каландрирования на него с двух сторон наносились различные производные каучука (например, бутилкаучук). В итоге, получалась достаточно прочна эластичная ткань плотностью 200-500 г/кв.м., которая могла успешно удерживать воздух и незначительно растягиваться. Эта ткань могла клеиться и вулканизироваться как обычная тонкая резина. Резиновые лодки получались легкие и относительно дешевые. Производились лодки длиной до 2,6 м - резиновая ткань не была достаточно прочная и жесткая для производства больших лодок, лодки были только гребные, жесткие днища также не использовались.

Резиновая лодка Лисичанка

Резиновая лодка "Лисичанка"

Впрочем, возможно, прошедшее время здесь употребляется не заслуженно - резиновые лодки продолжают эксплуатироваться и в настоящее время, где-то, может быть, можно купить и новую такую лодку. Только вот делать это вряд ли стоит. Преимуществ у резиновой лодки совсем не много - они в полтора-два раза легче аналогичной лодки из ПВХ-ткани и примерно во столько же раз дешевле. Их совсем не сложно ремонтировать (а делать это придется часто), используя обычный резиновый клей. Список же недостатков будет значительно более обширен: прорезиненная ткань не отличается особой прочностью - лодку можно пробить даже камышом; при сборке лодку обязательно тщательно просушивать - иначе может появиться плесень и грибок; лодку нельзя очень долго хранить в сложенном состоянии - прорезиненная ткань имеет обыкновение слеживаться, что в последствие может привести к трещинам и разрывам; резиновое днище лодки при активной эксплуатации придется постоянно подклеивать, также регулярно отстают и полоски на швах баллонов; о походах по соленой воде не может быть и речи и т.д., и т.п.

Именно поэтому ведущие производители уже давно используют для производства своих лодок только специальную лодочную ПВХ-ткань. Давайте поближе познакомимся с этим материалом. Небольшое отступление - производителей ПВХ-ткани существует великое множество, как в Европе, так и в Азии. Продукция, которую они производят, получается очень разного качества, нацеливается на разные ценовые категории и предназначается для разных целей. Тем не менее, в производстве качественных надувных лодок используется только качественная, лучшая ткань, состав и свойства которой принципиально не отличаются - не важно, каким именно производителем она была произведена. Именно о такой ткани и пойдет далее речь.

ПВХ-ткань - это композиционный материал, который состоит из прочной основы (корда) и наполнителя. В качестве основы выступает ткань, сплетенная из полиэстровых волокон (чаще всего). Немного теории.

Структура ткани - схематично

Структура ткани - схематично

Ткань состоит из продольных (основа) и поперечных (уток) волокон. Линейная плотность волокон измеряется в тексах (tex) - это масса в граммах 1000 метров волокна.

1 tex = 1г / 1000м, 1 Dtex (децитекс) = 1г / 10000м

Линейная плотность ткани записывается как плотность основы Х плотность утка. В лодочных тканях для плетения корда, обычно, используются полиэстровые волокна плотностью 1100 Dtex и для основы, и для утка. Соответственно, ткань получается плотностью 1100х1100 Dtex. То, что для основы и утка используются одинаковые нити - очень важный момент. Благодаря этому, ткань имеет практически одинаковые сопротивления на разрыв вдоль и поперек направления плетения ткани. Из-за того, что полиэстровые нити практически нерастяжимы, "правильная" лодочная ткань имеет практически нулевое растяжение вдоль и поперек волокон корда. Это также очень важно - ПВХ-ткань позволяет создавать конструкции, которые в надутом состоянии будут достаточно жесткими. Для корда ПВХ-ткани чаще всего используется относительно простой "волнистый" тип плетения, представляющий собой правильную "рогожку".

Корд под микроскопом

Корд лодочной ткани под микроскопом

На фотографии - корд реальной лодочной ткани под микроскопом после удаления слоя ПВХ. Ткань была серая и в некоторых местах заметны остатки серого ПВХ.

Следующий важный параметр корда - плотность плетения, которая измеряется в количестве нитей основы и утка на единицу длины - сантиметр или дюйм. Плотность плетения напрямую влияет на итоговую плотность и прочность лодочной ткани и, обычно, колеблется от 20/22 до 28/27 нитей основы и утка на один дюйм соответственно.

В качестве эластичного наполнителя в лодочной ПВХ-ткани выступает полимер поливинилхлорид. В чистом виде это вещество представляет собой твердый прозрачный пластик плотностью около 1,4 г/см³, стойкий к минеральным маслам, щелочам, многим кислотам и растворителям. ПВХ не горит на воздухе, ограниченно морозостоек (до -15°C). Становится пластичным при температуре выше +65°C, температура плавления около +175°C. При более сильном нагревании разлагается с выделением хлороводорода. Важнейшая особенность ПВХ - посредством введения различных добавок свойства пластика могут быть значительно изменены. Например, цвет меняется благодаря вводимым красителям, пластичность регулируется пластификаторами, УФ-стойкость достигается за счет введения стабилизаторов и т.д.

Для лодочных тканей состав ПВХ подбирается таким образом, чтобы максимально соответствовать требованиям прочности, упругости, устойчивости к ультрафиолету, соленой воде. В итоге, такой специально подготовленный ПВХ с двух сторон (за один или несколько проходов) плотно прикатывается к корду, предварительно пропитанному адгезионным составом. После этого с одной или двух сторон на ткань может наносится матирующий слой, слой дополнительной УФ-защиты, бактерицидный слой. Все очень схематично, поскольку технические особенности этих процессов являются коммерческой тайной каждого производителя.

Заявления о "супермногослойности" - один из излюбленных маркетинговых ходов поставщиков лодочных тканей. Действительно, если сосчитать все слои и нанесения, то может получиться и 11-ти и 15-тислойная ткань. На самом же деле, это чистый маркетинг, и вполне определенно можно говорить, что лодочная ткань состоит из 3-х слоев - корд и по слою ПВХ с каждой его стороны.

Лодочная ткань под микроскопом

Лодочная ткань под микроскопом, фото 1

Лодочная ткань под микроскопом

Лодочная ткань под микроскопом, фото 2

На фотографиях поперечного среза лодочной ткани дополнительные слои не сильно заметны и под микроскопом, хотя подопытным образцом выступала вполне качественная ткань, активно используемая в производстве моторных лодок.

В то время как адгезионный состав, которым пропитывается корд, наоборот, очень заметен. Пропитка корда необходима не только для того, чтобы прочнее соединить его с пластиком - она также обеспечивает воздухонепроницаемость лодочной ткани через корд.

Одним из важнейших параметров лодочной ткани является ее плотность, которая измеряется в граммах на квадратный метр. Плотность ПВХ-ткани определяется плотностью плетения ее корда и толщиной слоев ПВХ. От данного показателя зависит прочность, жесткость ткани, но, с другой стороны и вес готовой лодки. Обычно, для гребных лодок используется ткань плотностью 750-850 г/м². Диапазон размеров и количество видов моторных лодок значительно шире, поэтому шире и диапазон плотностей тканей для них - от 950 до 1500 г/м².

От качества ткани в большей степени, но также и от ее плотности, зависит прочность ткани на разрыв, которая измеряется в ньютонах для полоски ткани шириной 5 см. Прочность измеряется по направлению основы и утка корда. Например, запись 2700/2500 Н/5см говорит о том, что для того, чтобы разорвать полосу ткани , необходимо приложить усилие в 2700Н (соответствует весу, примерно, в 270 кг) по направлению основы и усилие в 2500Н по направлению утка корда. Также очень важно, насколько качественно соединены слои ПВХ и корд - прочность адгезии измеряется силой, которую необходимо приложить для отрыва слоя ПВХ от корда. Измеряется в ньютонах на квадратный сантиметр. Показатели для хорошей ткани - около 20 Н/см².

Темой для вечного спора разных производителей надувных лодок является способ соединения лодочной ткани. Сторонники традиционных, проверенных техник утверждают, что ткань при производстве лодки надлежит клеить. Другая часть производителей с ними не согласна и утверждает, что наиболее правильно использовать передовые технологии и ткань необходимо сваривать - горячим воздухом или токами высокой частоты. При этом каждый, разумеется, приводит свои доводы. Сторонники "клеить" утверждают, что при сварке ткань разогревается до высокой температуры, что неминуемо приводит к частичному повреждению ПВХ. В результате шов получается жестким и может потрескаться спустя какое-то время. Их оппоненты напрочь отвергают эти доводы, говоря, что сваривание ткани значительно более надежно, чем склейка, кроме того агрессивные растворители (а только такие являются основой клея для ПВХ-ткани) также неизбежно влияют на ткань, особенно, с учетом того, что место склеивания, как правило, хорошо прогревается феном.

Кто прав в данном споре - судить сложно. Скорее всего оба способа соединения ткани при производстве надувных лодок являются достаточно надежными и долговечными. И склеенную, и сваренную ткань, если все было сделано правильно, разъединить уже невозможно - при чрезмерном усилии ПВХ начинает отставать от корда, но не соединенные слои друг от друга. И те, и другие производители абсолютно уверенно дают на свои лодки многолетние гарантии, при этом, прежде всего, гарантируется прочность швов и соединений.

Прогресс не остановить, технологии развиваются непрерывно, постоянно привнося что-то новое в нашу с вами жизнь. Безусловно, ПВХ-ткани - это значительный шаг вперед по сравнению с пропитанным каучуком холстом. И именно благодаря появлению прочных и надежных лодочных тканей мы имеем возможность сейчас выбрать себе надувную лодку из огромного ассортимента самых разных конструкций.

Ваши комментарии